Научно-технологическое развитие Российской Федерации

Вузовская наука в России и мире

Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ анализирует данные о масштабах финансирования исследований, кадровом потенциале и материально-технической базе вузовского сектора науки в России и за рубежом.

Развитие вузовской науки – один из приоритетов современной научно-технологической политики. Российские университеты все активнее отвечают этому запросу: если в 2010 г. исследования и разработки (ИР) выполняли менее половины вузов (46.4%), то в 2019 г. – уже 83.3% (603 из 724).

Название изображения

По объему затрат на вузовскую науку в расчете по паритету покупательной способности (4.7 млрд долл. США) Россия занимает 17-е место в мире. Пятерка лидеров – США (74.9 млрд долл.), Китай (42.7), Германия (25.5), Япония (20.3) и Франция (14.8 млрд долл.).

Основным источником финансирования ИР в секторе высшего образования в России (как и в науке в целом) являются средства государства – 58.8% (преимущественно из федерального бюджета – 50.8%). На долю бизнеса (средств предпринимательского сектора) приходится почти треть (32.2%), других национальных источников – 7.6% [2], зарубежных заказчиков – 1.4%.

Поддержка вузовской науки является прерогативой государства и во многих других ведущих странах: так, во Франции и Германии, где в университетах сконцентрирована основная часть фундаментальной науки, доля средств государства в секторе составляет порядка 80% (рис. 2).

Название изображения

В 2019 г. в секторе высшего образования были заняты 74.2 тыс. чел., или 10.9% общей численности персонала, занятого ИР. По величине этого показателя в эквиваленте полной занятости Россия (116.7 тыс. человеко-лет) занимает 9-е место [3], уступая Китаю (565.5), Бразилии (237.6), Японии (211.6), Великобритании (191.8), Германии (151.2), Индии (124.7) и Франции (119.9 тыс. человеко-лет). Эти же государства опережают Россию и по численности исследователей в данном секторе.

Вузовская наука в России уверенно наращивает свой кадровый потенциал: здесь наблюдается не только рост численности всех категорий персонала, но и повышение уровня их образования и квалификации.

Так, положительная динамика доли работников с высшим образованием зафиксирована в том числе среди техников, вспомогательного и прочего персонала. Увеличился и удельный вес исследователей, имеющих ученую степень, – на 6.1 процентных пункта.

Почти две трети (65.3% в 2019 г.) персонала, занятого ИР в секторе высшего образования, относятся к ключевой для науки категории исследователей. Наиболее многочисленные группы среди них – ученые в возрасте 30–39 лет (25.7%) и 40–49 лет (19.3%) (рис. 3).

Название изображения

На долю молодежи в возрасте до 30 лет приходится лишь 15.6% исследователей вузовского сектора, причем за последние годы величина данного показателя даже снизилась. Эта тенденция прежде всего обусловлена недостаточной привлекательностью академической карьеры для молодежи (низкий уровень стартовой заработной платы, ограниченные возможности карьерного роста и др.).

Отличительной особенностью вузовской науки является активное привлечение профессорско-преподавательского состава и других работников на условиях совместительства и по договорам гражданско-правового характера: в 2019 г. их насчитывалось 68.7 тыс. человек, что сопоставимо с общей численностью персонала, занятого ИР в секторе высшего образования.

Важным условием развития вузовской науки является ее материально-техническая оснащенность. В 2019 г. стоимость основных фондов ИР в секторе высшего образования достигла 402.9 млрд руб. (почти 15% общего объема в стране), из нее более трети (36.9%, или 148.5 млрд руб.) составляют машины и оборудование (рис. 4).

Название изображения

Стоимость основных фондов характеризуется неравномерной динамикой, на которую оказывала влияние оптимизация сети вузов путем их реорганизации.

Заметный рост стоимости основных фондов (за период 2010–2019 гг. в 1.5 раза в постоянных ценах [4]), машин и оборудования (в 1.7 раза) стал результатом реализации мер государственной поддержки, направленных на развитие передовой исследовательской инфраструктуры.

Благодаря этому фондовооруженность занятых в данном секторе науки [5] увеличилась на 5.8% и достигла 5.4 млн руб., превысив среднероссийский уровень в 1.4 раза (в постоянных ценах). Более значительный рост показывает показатель техновооруженности [6] (на 39.4%), но по его величине (3.1 млн руб.)  вузовский сектор пока отстает от средней по российской науке в целом [7].

Более трети (34.2%) стоимости машин и оборудования в распоряжении организаций сектора высшего образования (как и в российской науке в целом) приходится на новую технику (в возрасте до пяти лет).

На развитие вузовской науки, усиление ее роли в достижении национальных целей направлены инструменты нацпроекта «Наука и университеты», основным из которых выступает программа «Приоритет-2030». Программа нацелена на повышение конкурентоспособности российских университетов, эффективности их исследовательской, образовательной и инновационной активности, усиление кооперации с научными организациями и бизнесом.

[1] В состав сектора наряду с вузами входят их филиалы, научно-исследовательские институты, конструкторские, проектно-конструкторские и технологические организации, подведомственные образовательным организациям высшего образования и Минобрнауки России, опытные (экспериментальные) предприятия, клиники, госпитали и другие медицинские учреждения при вузах.

[2] Из них 7.1% – средства организаций сектора высшего образования, включая собственные.

[3] С учетом США. При этом по США публикуются данные о численности исследователей в секторе высшего образования (в эквиваленте полной занятости) только за 1999 г. — 186 тыс. человеко-лет.

[4] Здесь и далее рассчитано по дефлятору валового накопления основного капитала.

[5] Стоимость основных фондов в расчете на 1 работника, выполнявшего ИР.

[6] Стоимость машин и оборудования в расчете на 1 исследователя.

[7] Фондовооруженность по науке России в целом в 2019 г. составила 4.0 млн руб., техновооруженность – 3.4 млн руб.

Источники: Расчеты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ по данным Росстата; базы данных ОЭСР (OECD.Stat), Евростата (ESTAT) и ЮНЕСКО (UIS.Stat); результаты проекта «Подготовка справочных и аналитических материалов по вопросам развития науки в Российской Федерации» тематического плана научно-исследовательских работ, предусмотренных Государственным заданием НИУ ВШЭ.

Источник