Научно-технологическое развитие Российской Федерации

Режим patent box может быть предоставлен субъектами Российской Федерации

16 июня 2021 года Государственная Дума в третьем чтении приняла законопроект № 1170972-7 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – «Законопроект»), основу которого составляет ранее освещённый нами законопроект, подготовленный Министерством финансов РФ в рамках реализации отдельных положений основных направлений налоговой политики на 2021-2023 годы. На данный момент Законопроект находится на рассмотрении Советом Федерации.

Среди изменений, предлагаемых Законопроектом, предусматривается, в частности, право субъектов Российской Федерации устанавливать пониженные налоговые ставки по налогу на прибыль, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, в отношении прибыли, полученной от деятельности по предоставлению по лицензионному договору прав использования результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат налогоплательщику и зарегистрированы в Роспатенте:

  • Пониженная налоговая ставка подлежит применению при условии ведения раздельного учёта доходов (расходов), полученных (понесённых) в рамках такой деятельности, осуществляемой на территории соответствующего субъекта, и доходов (расходов), полученных (понесённых) от иной деятельности.
  • Виды результатов интеллектуальной деятельности, прибыль от предоставления прав использования которых может облагаться по пониженной налоговой ставке, размер этой налоговой ставки, дополнительные условия применения этой налоговой ставки определяются законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Что это может значить?

Предлагаемая Законопроектом пониженная ставка по налогу на прибыль от коммерциализации объектов интеллектуальной собственности может считаться своего рода режимом patent box, который является распространённой практикой стимулирования развития инноваций во многих странах.

Рассматриваемая льгота отражает принцип nexus approach, рекомендованный Организацией экономического развития и сотрудничества и устанавливающий требование к наличию взаимосвязи юрисдикции (территории) создания интеллектуальной собственности и территории применения льготы. Однако Законопроект не содержит ограничений по возможности и объёму привлечения взаимозависимых лиц в качестве подрядчиков для создания объектов интеллектуальной деятельности, в связи с чем интересно, введут ли подобные требования субъекты Российской Федерации.

Отметим, что на данный момент действует пониженная ставка по налогу на прибыль в размере 3%, подлежащему уплате полностью в федеральный бюджет РФ, для аккредитованных Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций компаний (далее – «Минцифры»). Данная льгота неприменима к программному обеспечению, которое коммерциализируется по рекламной модели. Рассматриваемым Законопроектом не предусмотрено подобного ограничения в отношении способа коммерциализации объектов интеллектуальной собственности, однако оно может быть введено субъектами РФ. При этом, тот факт, что предусмотренная Законопроектом пониженная ставка по налогу на прибыль применима к предоставлению прав на использование результатов интеллектуальной деятельности только по лицензионному договору, уже сужает способы коммерциализации объектов интеллектуальной собственности, к которым применима потенциальная налоговая льгота. Кроме того, для применения данной пониженной ставки принадлежащие налогоплательщику исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности должны быть зарегистрированы в Роспатенте.

С другой стороны, Законопроект не ограничивает льготируемые виды результатов интеллектуальной деятельности в отличие от вышеупомянутой пониженной ставки 3% по налогу на прибыль для аккредитованных Минцифры компаний, которая применима ими только в отношении программного обеспечения и базы данных. Тем не менее, субъект Российской Федерации имеет право выбрать виды результатов интеллектуальной деятельности, доходы от которой могут облагаться по пониженной ставке.

Как видно, Законопроект вводит лишь основные положения по возможности предоставления пониженной ставки субъектами Российской Федерации, а дополнительные условия для её применения остаются на усмотрение соответствующих субъектов Российской Федерации.

Что дальше?

Согласно Законопроекту, изменения касательно пониженной ставки по налогу на прибыль в отношении прибыли, полученной от деятельности по предоставлению прав использования результатов интеллектуальной деятельности, вступят в силу с 1 января 2022 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня опубликования соответствующего федерального закона. При этом налоговая льгота может быть применена только после принятия регионального закона о её введении на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Мы продолжим следить за развитием ситуации и будем рады оказать вам помощь в анализе возможности применения предусматриваемой Законопроектом пониженной ставки по налогу на прибыль, в частности, в сравнении с другими применимыми налоговыми преференциями, оценке влияния применения льготы на деятельность вашей компании, разработке проектов необходимых документов и методологии ведения раздельного учёта доходов (расходов) и т.д.

Авторы:
Вадим Ильин
Наталья Хобракова
Анастасия Негуляева

Источник