Научно-технологическое развитие Российской Федерации

Научно-исследовательские суда для Минобрнауки смогут работать в Арктике

Научно-исследовательские суда для Минобрнауки смогут работать в Арктике

Научно-исследовательские суда (проект 123), которые создаются для Министерства науки и высшего образования РФ по нацпроекту «Наука», смогут эффективно работать в Арктике, поскольку имеют ледовый класс. Об этом в четверг сообщил генеральный директор Центрального конструкторского бюро (ЦКБ, Нижний Новгород) «Лазурит» Евгений Апполонов на международном форуме OMR 2020 в Санкт-Петербурге.

Ранее в пресс-службе Минобрнауки сообщили, что проектировщиком нового научно-исследовательского судна (НИС) по нацпроекту «Наука» стало ЦКБ «Лазурит», которое является генеральным проектировщиком всех судов, строящихся в настоящее время на ССК. Позднее в «Роснефти» рассказали, что два таких судна построит судостроительный комплекс «Звезда».

При проектировании судна решался ряд достаточно сложных проектных и научных задач по обеспечению характеристик судна, минимизации требуемой мощности. Прежде всего это касалось оптимизации улучшения обтекания судна и обеспечения его ледовых качеств, обеспечение эффективной эксплуатации судна во льдах, — сказал Апполонов.
Он напомнил, что проектирование началось в ноябре 2019 года, и сейчас разработка проектной документации полностью закончена. В качестве прототипа для НИС было выбрано немецкое научно-исследовательское судно. При этом удалось решить ряд сложных задач: используя сложные расчеты, связанные с численным моделированием, был получен оптимальной формы корпус и обеспечено хорошее обтекание его носовой конечности, в днище которой встроено высокоточное научное оборудование. Кроме того, большое количество усилий было потрачено на проектирование пропульсивной установки (силовой комплекс судна). Также были приняты меры по успокоению качки на НИС с помощью специального оборудования.
В результате удалось достичь соответствия судна самым высоким требованиям, международным требованиям. Если сопоставлять результаты нашего проектирования с прототипом, то фактически в тех же главных измерениях и водоизмещении нам удалось разместить гораздо больше научного оборудования и обеспечить дополнительные [качества]. К этим дополнительным качествам по сравнению с прототипом относится наличие ледового класса, — отметил Апполонов.

По его словам, судно проектировалось так, чтобы максимально повысить долю отечественного оборудования при создании. Принятие решения о начале строительства НИС ожидается в ближайшее время.

По словам Апполонова, при проектировке на корабле удалось разместить большое количество научных лабораторий и оборудования.

«На судне размещены средства палубной механизации, которые обеспечат успешную работу экипажа по проведению научных исследований. Вертолетная площадка обеспечивает прием всех существующих типов гражданских вертолетов. На судне размещается экипаж в количестве 35 человек и спецперсонал 45 человек, и всем будущим участникам работы на этом судне обеспечены комфортные условия проживания. Достаточно большой состав научных лабораторий», — сообщил Апполонов.
Он добавил, что проект получил одобрение всех надзорных органов, проведен аудит и дано положительное заключение для проекта.
«Научно-исследовательское судно проекта 123 — это новейшее многофункциональное исследовательское судно, которое позволит обеспечить выполнение всего комплекса океанологических исследований на самом высоком уровне в любом районе мирового океана. Строительство судов проекта 123 существенно повысит возможности отечественного научно-исследовательского флота в части фундаментальных и прикладных исследований и позволит достичь традиционного для России лидерства в различных направлениях в морских исследований», — отметил Апполонов.
Кроме того, он пояснил, что в рамках общего проекта по развитию передовой инфраструктуры для проведения исследований и разработок по нацпроекту предполагается модернизация еще четырех действующих научно-исследовательских судов.

Напомним, согласно целям нацпроекта «Наука», в 2024 году Россия должна войти в пятерку ведущих стран мира, осуществляющих научные исследования и разработки в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития. Должны быть созданы привлекательные условия для работы российских и зарубежных ведущих ученых, а также перспективных молодых исследователей, увеличены внутренние затраты на научные исследования и разработки.

Центральное конструкторское бюро «Лазурит» более шестидесяти пяти лет проектирует корабли, суда, а также ведет разработку глубоководной спасательной техники. Для выполнения проектно-конструкторских работ используются программные комплексы 3D-моделирования и PLM-системы. ЦКБ «Лазурит» является единственным поставщиком для Дальневосточного судостроительного кластера ПАО «НК «Роснефть».

Справочно: Выставка и конференция по судостроению и освоению Арктики и шельфа OMR 2020 проходит в Санкт-Петербурге с 6 по 9 октября. Цель форума — показать, что российская Арктика открывает уникальные перспективы совершенствования отечественной научно-технической базы и инфраструктуры, а также создания прорывных технологий для безопасного и бережного освоения природных богатств.
Источник

Подписка на новости и события
Введите ваш email