Международный digital-маркетинг университетов — это представление бренда университета и продвижение образовательных и научных услуг в зарубежном интернет-пространстве. Можно определить три этапа развития международного digital-маркетинга университетов (рис. 1):
I этап — частичная электронная интернационализация или представление бренда и услуг университетов на англоязычных сайтах; на этом этапе основной акцент сделан на мультиформатности представления информации о бренде в одном канале;
II этап — комплексная электронная интернационализация или представление бренда и услуг университетов в различных интернет-каналах: на сайте, в социальных сетях, на образовательных и научных порталах; на этом этапе основной акцент сделан на мультиканальности, при этом в различных каналах публикуется схожий контент;
III этап — концепция международного digital-маркетинга, основанная на трансмедийности; в рамках такой концепции университет осуществляет коммуникации с различными сегментами иностранной целевой аудитории в разных каналах, предлагая каждой аудитории уникальный контент.
Рис. 1. Этапы развития международного digital-маркетинга российских университетов
Переход к трансмедийности в электронной интернационализации российских университетов обусловлен общими трендами digital-маркетинга, возникшими в результате пандемии и тотального перехода в онлайн.
1. Цифровой детокс. В посткарантинную эпоху эксперты прогнозируют снижение активности в интернет-пространстве и выбор пользователями только качественного материала [2]. Это обуславливает рост значения контент-маркетинга, когда в официальных каналах организации размещается информация, ориентированная на потребности и запросы пользователя, а не общая информация о бренде. Все большее значение приобретает персонификация [3] продуктов, контента, каналов, рассылок, рекламы. Другими словами, стратегия недифференцированного маркетинга теряет эффект, требуется переход к концентрированному маркетингу, когда для каждого сегмента аудитории разрабатывается уникальный продукт и реализуется персонифицированная коммуникация.
2. Принцип доверия. В условиях перенасыщенной информационной повестки в сети пользователи склонны больше доверять лидерам мнений, чем достоверности источника [4]. На первый план выходит не бренд университета, а личные бренды экспертов: ученых и преподавателей. Этот тренд работает и в процессе принятия решения о выборе образовательной траектории, усиливая значение отзывов и блогов иностранных студентов и выпускников университета.
3. Интерактивность и короткая подача. В период пандемии многие процессы, которые прежде имели оффлайн формат, перешли в онлайн (например, образование, работа, родительские собрания, тренировки и т.п.). В результате резко возрос объем потребляемого контента и сократилось среднее время, в течение которого пользователь концентрируется на одном объекте. Это обуславливает требования короткой подачи информации и интерактивности [5]. В целом, видео и фото контент занимает 2/3 от потребляемого сегодня контента в сети, поэтому вузам важно создавать качественную базу брендированного фото и видео материала.
4. Режим одного окна. Современные интернет-пользователи требуют индивидуального подхода и не любят сложные площадки с большим количеством кнопок. В работе с абитуриентами важно максимально персонифицировать информационный поток как через отдельные вкладки (или лендинги) для каждого сегмента (или продукта), так и с помощью современных инструментов коммуникации. Так, например, открываемость сообщений в мессенджерах составляет 80%, что в 3,6 раза выше, чем для email-рассылок.
5. Социальная ответственность. Тренд на корпоративную социальную ответственность обусловлен как современной концепцией маркетинга (Societal values and the common good orientation), которая превалирует на Западе, начиная с 2015 г. [6], так и пандемией. В период пандемии COVID-19 произошло фундаментальное изменение бизнес-мышления и потребительского поведения: социальное дистанцирование и самоизоляция способствовали усилению тренда социальной ответственности, создавая ощущение общности и сопричастности потребителей с брендом. На сайтах ведущих мировых университетов на главной странице или во вкладке «Об университете» мы, как правило, можем увидеть профиль позиционирования: миссию, видение, ценности, описание университета. Транслируется смысл существования университета, его предназначение, цель деятельности, корпоративная культура, что является важным фактором принятия решения о выборе образовательной траектории. По данным исследования QS, социальная ответственность университета входит в Топ-3 ключевых коммуникационных сообщений мировых университетов абитуриентам.
Исследование состояния международного digital-маркетинга российских университетов проводилось автором в нескольких выборках, составленных по различным критериям классификации: национальные исследовательские и федеральные университеты, опорные университеты, частные университеты; технические университеты, экономические университеты и бизнес-школы. Алгоритм исследования включал в себя следующие этапы: аудит метрик и контент-анализ русскоязычного и англоязычного сайтов и официальных страниц в социальных сетях (интегрированных с официальным сайтом), мониторинг присутствия и аудит бренда на образовательных и научных порталах, анализ медиаактивности и представленности экспертного контента университета в сети (MOOCs, экспертные вебинары и т.п.). В результате проведенного анализа были выявлены общие проблемы международного digital-маркетинга российских университетов.
1. Отсутствие комплексного управления международным маркетингом. В университетах маркетинг сосредоточен на позиционировании и продвижении бренда и отдельных образовательных услуг, а связь маркетинга с разработкой — довольно слабая. В основе продуктовой стратегии маркетинга на зарубежных рынках лежит портфельный подход к управлению интернациональными образовательными программами. Позиционировать образовательные программы из разных портфелей можно по-разному — важно, чтобы международный маркетинг-микс в каждом случае был гармоничным. Особое внимание при этом рекомендуется уделять не направлениям подготовки, а уникальным профилям образовательных программ, связанным с ключевыми областями научных компетенций университета. На высоко конкурентом рынке оперируют не преимуществами продукта как такового, а дополнительными выгодами, которые иностранный абитуриент получает, поступая в конкретный вуз.
2. Недостаточно системное управление digital-маркетингом. В российских университетах зачастую отсутствует общая стратегия digital-маркетинга или регламент электронной интернационализации — программные документы, которые распределяли бы ответственность за коммуникацию с зарубежной целевой аудиторией в разных интернет-каналах за отдельными службами. Следствием этого является схожий новостной контент на сайте и на страницах в социальных сетях, ориентированный на широкую аудиторию и, чаще всего, рассказывающий о бренде университета. В итоге метрики вовлеченности пользователей официальных страниц университета в социальных сетях стремятся к нулю, а специализированный контент (например, в научных социальных сетях или на образовательных порталах для иностранных абитуриентов) создается и обновляется не системно. Digital-бренд университета несет в себе важную сопутствующую функцию: рассказывает абитуриентам об уровне цифрового развития и цифровой культуры университета, что особенно актуально на фоне дискуссий о качестве российского дистанционного образования.
3. Слабое позиционирование бренда университета на сайте. Ядром главной страницы сайта российского университета в подавляющем большинстве случаев являются новости, причем чаще всего — ориентированные на внутреннюю среду. Описание университета сфокусировано, как правило, на роли и предназначении вуза внутри региона или отрасли. Согласно многолетнему исследованию, опубликованному в Psychology Today, при оценке брендов люди используют в основном эмоции, а не информацию. Вызвать эмоции помогает позиционирование корпоративной социальной ответственности через миссию, видение, ценности, принципы деятельности, а также транслирование корпоративной культуры с помощью лидеров мнений, студенческих блогов, отзывов и других инструментов.
4. Слабое позиционирование научного потенциала университета на зарубежном образовательном рынке. Исторически интернационализация в России носит образовательный характер и реализуется на базе международных служб, одним из основных KPI которых являются объемы экспорта образовательных услуг. Международные службы в большинстве случаев администрируют и англоязычные сайты университетов. При этом в функции служб, администрирующих научную деятельность, редко входит международное научное сотрудничество. Именно поэтому на англоязычных сайтах российских университетов, как правило, полноценно представлен образовательных потенциал и транслируется послание бренда, однако научный потенциал раскрыт недостаточно. Следствием этого можно назвать невысокую долю магистров и аспирантов в структуре экспорта российского образования, поскольку научный потенциал является обязательным атрибутом привлечения абитуриентов на образовательные программы магистратуры и аспирантуры. Такой подход приводит к снижению общей конкурентоспособности российских университетов на зарубежном рынке послевузовского образования, поскольку ядром позиционирования ведущих зарубежных университетов является именно научный потенциал.
5. Недостаточное внимание к трансмедийности. Российские университеты в большинстве своем применяют кроссмедийный digital-маркетинг, когда идентичный контент, ориентированный на широкую аудиторию, размещается в различных каналах интернет-коммуникаций. Переход к трансмедийности вынуждает менять подход к управлению международным digital-маркетингом университетов:
Пандемия заставила выйти в онлайн даже те университеты, которые ранее ориентировались на инструменты оффлайн-рекрутинга. Российские университеты оказались в разной мере готовы к онлайн-приемной кампании 2020 г., однако во многих случаях срабатывали наработанные в предыдущие годы механизмы набора и проведенные до локдауна мероприятия. Приемная кампания 2021 г. предъявит более жесткие требования к digital-брендам и интернет-коммуникациям российских университетов по трем основным причинам: 1) изменение потребительского поведения и рост роли интернет-коммуникаций в принятии решений; 2) усиление конкуренции между мировыми университетами в онлайн-пространстве; 3) изменение каналов распределения на экспортном рынке образования (снижение влияния посредников и рост доли прямых продаж). В таких условиях российским университетам важно инвестировать в мероприятия международного digital-маркетинга и использовать открывающиеся возможности внешней среды не только для наращивания объемов экспорта образовательных услуг, но и для реструктуризации экспортного портфеля в сторону программ послевузовского образования. Последнее важно и для укрепления научного потенциала России, и для стимулирования социально-экономического развития субъектов Федерации в посткризисный период за счет привлечения высококвалифицированной рабочей силы.
1. Левитас А. М. Больше денег от Вашего бизнеса. Партизанский маркетинг в действии. 2018. Манн, Иванов и Фербер. 320 с.
2. Marcella Szablewicz (2020) From the media fast to digital detox: Examining dominant discourses about technology use, Communication Teacher, 34:3, 180-184, DOI: 10.1080/17404622.2019.1676913
3. Joni Salminen, Ilkka Kaate, Ahmed Mohamed Sayed Kamel, Soon-Gyo Jung & Bernard J. Jansen (2020) How Does Personification Impact Ad Performance and Empathy? An Experiment with Online Advertising, International Journal of Human–Computer Interaction, DOI: 10.1080/10447318.2020.1809246
4. Dubois E, Minaeian S, Paquet-Labelle A, Beaudry S. (2020) Who to Trust on Social Media: How Opinion Leaders and Seekers Avoid Disinformation and Echo Chambers. Social Media + Society. doi: 10.1177/2056305120913993
5. Techakana, J. (2020). Book review: 130 TRENDS AND PREDICTIONS FOR DIGITAL MARKETING 2020. Journal of the Association of Researchers, 25(2), 475-492.
6. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Питер: 2018. 848 с.