Научно-технологическое развитие Российской Федерации

Когда вернётся «сверхзвук»? Михаил Погосян — о будущем авиации и родном МАИ

Когда вернётся «сверхзвук»? Михаил Погосян — о будущем авиации и родном МАИ

18 апреля исполняется 65 лет российскому авиаконструктору, ректору Московского авиационного института, академику РАН Михаилу Погосяну. За спиной у него руководство компаниями «Сухой» и «МиГ», а также Объединённой авиастроительной корпорацией. За это время было создано семейство самолётов фронтовой авиации марокСу и МиГ, увеличено производство гражданских самолётов, запущен в серию и сертифицирован по международным стандартам пассажирский авиалайнер Sukhoi Superjet 100.

— Михаил Асланович, недавно мы отметили 60-летие полёта Гагарина. Каков вклад Московского авиационного института в отечественную космонавтику?

— Вклад многогранен, он носит комплексный характер. МАИ ведёт подготовку и переподготовку кадров для ракетно-космической отрасли, взаимодействует с индустрией и выполняет научно-исследовательские работы, участвует в разработке, производстве и запуске малых космических аппаратов. 

У истоков космического направления в МАИ стоял наш выпускник Василий Павлович Мишин — знаменитый конструктор ракетно-космической техники, заместитель, а затем преемник Сергея Павловича Королёва. Он с 1966 по 1974 годы руководил ОКБ-1 (сейчас это РКК «Энергия» им. С. П. Королёва). В 1959 году Василий Павлович основал в МАИ кафедру «Проектирование и конструкции летательных аппаратов», сегодня она называется «Космические системы и ракетостроение».  

За все эти годы в стенах МАИ было подготовлено более 30 тысяч специалистов ракетно-космической промышленности по проектированию, производству и эксплуатации космических аппаратов, систем для них и целому ряду других направлений. Из стен вуза вышли выдающиеся руководители, которые заложили фундамент лидерства нашей страны в освоении и исследовании космического пространства — это академики Михаил Решетнёв, Пётр Грушин, Гай Северин и другие.

— А сколько выпускников МАИ стали космонавтами?

— 23 выпускника Московского авиационного института отработали в космосе в общей сложности более 16 лет! Первым из них стал дважды Герой Советского Союза Валерий Николаевич Кубасов, совершивший три космических полёта. Другой выпускник МАИ — Фёдор Николаевич Юрчихин — совершил пять полётов и суммарно провёл в космосе более 670 дней, в том числе почти 60 часов в открытом космосе. 

Среди всех гражданских университетов именно МАИ внёс наиболее значимый вклад в подготовку лётчиков-космонавтов и космонавтов-исследователей. Мы активно сотрудничаем с Центром подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина: сегодня в действующем отряде 3 выпускника МАИ. В 2020 году 50 сотрудников центра прошли программу переподготовки на базе университета, а в аспирантуру МАИ поступили 6 членов отряда космонавтов и 3 специалиста ЦПК. Также в этом году в МАИ будет запущена новая совместная образовательная программа по организации и обеспечению космических полётов. 

— Давайте о другом приоритетном направлении МАИ — авиастроении. Где сегодня наше место в мире в этой отрасли? Чем можем гордиться?

— Безусловно, Россия продолжает удерживать позицию одного из мировых лидеров в создании современных образцов авиационной техники. В первую очередь это касается боевой авиации. Если говорить о гражданской, то нам предстоит выходить на новые рубежи. Это связано как с развитием уже реализуемых программ (Sukhoi Superjet 100, МС-21), так и с воплощением новых проектов. Например, таких как широкофюзеляжный дальнемагистральный самолёт CR929, который разрабатывается совместно российской «Объединённой авиастроительной корпорацией» и китайской компанией COMAC. Эти проекты показывают возможности российской авиационной школы по проектированию и созданию всей линейки воздушных судов — от региональных до широкофюзеляжных.

Хочу отметить, что российская инженерная школа была и остаётся одной из ведущих в мире. Это хорошая основа для дальнейшего развития авиационной техники. Авиастроение, будучи системообразующей отраслью народного хозяйства, использует самые передовые технологии (например, композиционные материалы, математическое моделирование) и даёт импульс другим высокотехнологичным отраслям. 

— В США вновь заговорили о сверхзвуковых пассажирских самолётах. Такой борт хотят предоставить и президенту страны. В СССР тоже был проект сверхзвуковой гражданской авиации — ТУ-144. Возможно ли сейчас возрождение направления?

— Конечно, техническая возможность реализации такого рода проектов существует. Однако перед мировым сообществом стоит ряд вопросов, ответы на которые должны быть определены раньше, чем эта продукция выйдет на рынок. Это оптимизация стоимости, принятие норм по звуковому удару, соответствие экологическим требованиям, сертификация. Сегодня в России, США, Японии и других странах ведётся работа, направленная на решение этих проблем.

Я думаю, что перспективы создания сверхзвукового самолёта второго поколения вполне реальны, и такой проект будет реализован в ближайшие 10-15 лет. Продолжительность этого срока зависит от развития технологий и внешних факторов, например экономической ситуации в мире. 

МАИ тоже активно участвует в этой работе. В 2018-2020 годы университет участвовал в международном проекте RAMBLE, целью которого было формирование предложений по определению приемлемого уровня звукового удара при полёте над сушей и соответствующих способов измерения. В 2020 году университет вступил в консорциум Научного центра мирового уровня «Сверхзвук» в рамках нацпроекта «Наука».

Спрос не только на технологии

— Когда вы заканчивали МАИ, у выпускников вуза не было проблем с трудоустройством — существовало огромное количество КБ и НИИ. А как обстоят дела сейчас? Все ли выпускники находят работу по специальности?

— Централизованная, регулируемая государством система распределения молодых специалистов сменилась рыночной, но проблем с трудоустройством выпускников МАИ как не было в советские времена, так нет и сейчас. Это обусловлено высоким уровнем подготовки наших студентов, их мотивацией и уже полученным опытом решения конкретных задач, ориентированностью на практику образовательных программ МАИ. Спрос на выпускников нашего вуза в индустрии остаётся высоким. Это касается не только выпускников традиционных для МАИ направлений подготовки (таких как авиастроение, космические системы, авиационные и ракетные двигатели), но и вышедших из стен вуза специалистов в области IT-технологий, банковского дела, сферы услуг.

Также востребована промышленностью система целевого обучения в МАИ. В настоящее время у нас учатся более 3300 студентов, заключивших на этапе поступления договоры с компаниями, входящими в состав госкорпораций «Ростех» и «Роскосмос», концерна ВКО «Алмаз-Антей», НИЦ «Институт им. Н. Е. Жуковского», АО «КТРВ» и других. 

Сегодня молодёжь имеет широкие возможности для применения своих способностей и талантов. Наша задача — помочь им выбрать то направление, которое искренне увлечёт их и позволит проявить себя максимально эффективно. 

— Какие профессии в авиационной отрасли будут наиболее востребованы в ближайшее время?

— В первую очередь нужно говорить о знаниях и навыках, которые будут востребованы. Актуальны будет не только базовое инженерное образование, но и умение работать с большими данными, ориентируясь в колоссальном объёме цифровой информации, и навыки работы в команде, организации активного взаимодействия, коммуникации и привлечения партнёров. Современная цифровая среда даёт большие возможности для этого.

Сегодня в МАИ наряду с традиционными появляются совершенно новые направления подготовки, которые в значительной степени будут определять конкурентоспособность индустрии в будущем. Например, математическое моделирование, которое позволяет существенно сократить объём испытаний новейших образцов техники, тем самым повысив эффективность разработки и сократив сроки выхода на рынок нового продукта. В этом же ряду находятся такие направления, как электрификация инженерных систем, аддитивные технологии, композитные материалы и конструкции из них, искусственный интеллект.

Важным элементом будущего профиля выпускников является сервис высокотехнологичной продукции — сегодня он в значительной степени основан на прогнозировании поведения конструкций в результате сбора и анализа больших данных. 

Определяющими в развитии отрасли станут многие тренды. Задача университета в том, чтобы прогнозировать их и открывать своим студентам новые возможности. Для этого мы активно развиваем систему индивидуальных образовательных траекторий. Это позволяет каждому студенту получать, помимо базового образования, набор знаний и навыков, которые понадобятся ему после окончания вуза для успешного решения различных задач.

Одним словом, конкурентоспособность в XXI веке будет определяться не технологиями и ресурсами, а талантами, лидерами изменений. И именно на подготовку таких специалистов сегодня нацелен МАИ.

Источник

Подписка на новости и события
Введите ваш email