Научно-технологическое развитие Российской Федерации

Эксперты проанализировали работу научных подразделений российских вузов

Эксперты проанализировали работу научных подразделений российских вузов

Исследование научных подразделений в университетах России в рамках проекта «Мониторинг экономики образования» провели эксперты Высшей школы экономики. Авторы работы – заместитель директора Центра статистики и мониторинга науки и инноваций Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Екатерина Стрельцова и эксперт отдела исследований результативности научно-технической деятельности Центра статистики и мониторинга науки и инноваций ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Алевтина Репина.

Научные подразделения (кафедры, институты, центры, лаборатории и т.д.) играют важную роль в российских вузах. Они одновременно выполняют исследовательские функции и обеспечивают устойчивые связи с экономикой. По данным экспертов, подразделения, для которых исследования и разработки являются основным видом деятельности обладают большей автономией и более активно взаимодействуют с реальным сектором экономики: около 60% научных подразделений, принявших участие в обследовании, в последние два года выполняли работы по заказам российских компаний, в том числе госкорпораций.

Научные подразделения стремятся поддерживать интенсивность и качество исследовательской деятельности разными способами. Например, с помощью кадровой политики. Обследованные подразделения, как правило, активно нанимают новых сотрудников (85,5%), привлекают к научной работе студентов и аспирантов (93,9%), а также волонтеров (17%). Значительное внимание уделяется повышению квалификации персонала: почти во всех научных подразделениях в последние два года сотрудники проходили дополнительное обучение, в основном на курсах, предлагаемых самим вузом.

Внедрение цифровых технологий создает новые условия для развития научных подразделений. Более 80% опрошенных руководителей отметили, что цифровизация позволила расширить возможности сбора и анализа данных, повысить узнаваемость научных результатов, эффективность взаимодействия с другими научными коллективами. Несмотря на столь значимый эффект, потенциал цифровизации, по оценкам экспертов, не исчерпан. Например, пока только треть научных подразделений сумела использовать цифровые технологии для снижения административной нагрузки на сотрудников. По мнению руководителей подразделений, научные работники в полной мере готовы к дальнейшему распространению и использованию цифровых технологий: большинство из уже них владеет навыками работы с современным оборудованием, продвинутыми программами для анализа данных.

Многие научные подразделения активно используют возможности кооперации. При решении актуальных научных задач они взаимодействуют как с другими структурными единицами своего вуза, так и с внешними организациями, в первую очередь отечественными. Вокруг научных подразделений развивается не только сеть партнерств, направленных на реализацию совместных исследовательских проектов, проведение научных и образовательных мероприятий, но и система связей с экономикой. Так, почти 60% опрошенных руководителей отметили, что их подразделения в последние два года на постоянной основе выполняли работы по заказам организаций предпринимательского сектора.

Научные подразделения российских вузов занимают сегодня активную позицию, используя целый спектр стратегий и практик, обеспечивающих необходимые условия для их развития и снижающих влияние негативных факторов, резюмируют авторы исследования.

Источник