Социально-экономические задачи:
Научно-технические задачи:
Реализация проекта необходима для эффективного освоения и использования пространства, в том числе путем преодоления диспропорций в социально-экономическом развитии территории страны, а также укрепления позиций России в области экономического, научного и военного освоения космического и воздушного пространства, Мирового океана, Арктики и Антарктики.
Проект основывается на Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года; Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года; Стратегии развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года; Энергетической стратегии России на период до 2030 года; Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года; Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года; Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года; Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года; Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
Исходя из основных направлений освоения и использования АЗРФ, сформулированы четыре основные цели освоения и использования Арктики, включающие:
Развитие технологических групп для транспортной системы АЗРФ позволит в режиме реального времени получать информацию об изменении климата в регионе в целях повышения безопасности, эффективности и экономичности перевозки пассажиров и грузов, а так же обеспечить безопасность объектов инфраструктуры, построенных на грунтах с изменяющейся несущей способностью в результате глобального потепления, осуществить переход к передовым цифровым, интеллектуальным производственным технологиям, роботизированным системам, новым материалам и способам конструирования, созданию систем обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта (п. 20 а Указа), а так же способствуя повышению связанности территории Российской Федерации за счет создания интеллектуальных транспортных и телекоммуникационных систем, а также занятия и удержания лидерских позиций в создании международных транспортно-логистических систем, освоения и использования космического и воздушного пространства, Мирового океана и Арктики (п. 20е Указа).
Ресурсное обеспечение экономического развития должно обеспечить интенсификацию развития АЗРФ за счет повышения объемов и снижения себестоимости добычи минеральных и биологических природных ресурсов с помощью внедрения передовых научных разработок в области робототехники, новых материалов и двигателей, а также расширения географии добычи ресурсов за счет внедрения новых технологий добычи природных ресурсов на континентальном шельфе. Это направление также обеспечивает переход к цифровым, интеллектуальным производственным технологиям, роботизированным системам, новым материалам и способам конструирования, созданию систем обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта, и в части повышения эффективности добычи углеводородного сырья (реализацию приоритета стратегии научно-технического развития Российской Федерации (пп. 20а и 20б Указа).
Интенсификация освоения и использования АЗРФ ведет к повышению антропогенной нагрузки на экосистему региона, на компенсацию которого направленны проекты сохранения глобальной экосистемы, обеспечивая противодействие техногенным, биогенным, социокультурным угрозам и иным источникам опасности для общества, экономики и государства (пп. 20д и 20е Указа).
Информация будет добавлена в ближайшее время
Основная цель - развитие сегментов:
В ближайшие 10–20 лет благодаря развитию технологий существенно расширится применение беспилотных авиационных и околоземных космических систем, комплексных решений и услуг на их основе. Возникнет новый глобальный сетевой рынок информационных, логистических и иных услуг, предоставляемых флотом беспилотных аппаратов, постоянно находящихся в воздухе и на низких космических орбитах. В рамках НТИ этот рынок получил название Аэронет. Рынками-предшественниками являются рынок авиаработ, выполняемых с применением пилотируемых воздушных судов, и рынок услуг дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ), предоставляемых космическими аппаратами.
Развитие беспилотных авиационных и космических систем, а также технологий беспроводной связи приведет к росту распределенных систем безопасности полетов и обмена информацией. Повышение надежности защищенных сетевых коммуникаций обеспечит массовое безопасное использование беспилотных аппаратов, в том числе и в городских условиях. Над территорией Российской Федерации к 2035 году постоянно (в режиме 24/7/365) могут находиться в воздухе не менее 100 тыс. беспилотных воздушных судов (БВС), объединенных в единую систему предоставления работ и услуг для удовлетворения различных, постоянно возрастающих потребностей экономики. Среднесписочная численность занятых в разработке и производстве беспилотных авиационных систем (БАС) составит 50 тыс. человек, численность занятых в эксплуатации БАС, обеспечении комплексных решений и услуг на их основе достигнет 500 тыс. человек к 2035 году.
Оценки показывают, что объем мирового рынка БАС, комплексных решений и услуг к 2035 году составит более 200 млрд долларов (в текущих ценах). Изменится не только структура рынка, но и запросы потребителей, под которые придется адаптироваться новым лидерам в глобальной конкуренции. Доля России на этом развивающемся рынке может составить более 35–40 млрд долларов. Возникнут крупные отечественные компании, которые зададут отраслевые стандарты в своих сегментах.
Основные цели:
Рост мирового потребления автомобильной продукции влечет постоянное увеличение нагрузки на транспортные сети государств. Согласно прогнозам ряда ведущих исследовательских агентств, доля грузовых перевозок автомобильным транспортом вырастет к 2025 году с 60% до 72%. Среднемировой показатель отношения количества произведенных автомобилей к приросту городского населения составляет 2,6, в России он находится на уровне 17,4. При этом Российская Федерация имеет относительно невысокую протяженность дорожной сети (1,4 млн км) в сравнении с ЕС и США (5,3 млн и 6,6 млн км), что существенно обостряет проблему перегруженности дорог в густонаселенных российских регионах.
Перечисленные тенденции приводят к неизбежному возникновению спроса на автоматизацию транспортной системы. Однако на данный момент рынок беспилотных автотранспортных средств не сформирован. Рынок средств обеспечения частичной автономности автотранспортных средств находится в зачаточной стадии, его объем оценивается в размере около 4 млрд долларов.
При построении будущих систем автопилотирования автотранспортных средств прогнозируется достижение полной автономности автомобильного транспорта к 2035 году. При этом выделяются следующие основные этапы формирования будущего рынка:
Реализация «дорожной карты» укрепит конкурентные позиции российских автопроизводителей на внутреннем и мировом рынках, позволит разработать и освоить производство компонентов и программного обеспечения нового поколения, создать на их базе беспилотные автотранспортные средства широкой гаммы применения и обеспечить их эффективную эксплуатацию в рамках транспортной системы Российской Федерации. Специализированные производства смогут быстрее интегрироваться в мировую сеть поставщиков комплектующих и оказаться более привлекательными для иностранных инвестиций.
Развитие современной, ориентированной на рынок сети специализированных производств компонентов и систем будет способствовать росту уровня конкурентоспособности российского машиностроения, отраслей микроэлектроники, сенсорики, иных высокотехнологичных производств. Все это создаст технологическую основу для реализации множества рыночных проектов и создания бизнесов с оборотами в сотни миллиардов долларов.
Целью «дорожной карты» является формирование лидерства российских компаний на указанных перспективных рынках морской отрасли. Каждому из сегментов этой интегральной цели соответствуют свои конкретные стратегические цели.
Цели в сегменте цифровой навигации
Цели в сегменте технологий освоения океана
Цели в сегменте инновационного судостроения
Использовать существующие интеллектуальные центры в судостроении РФ и консолидацию отрасли для занятия ниш специализированных судов и инновационных технологий на мировом рынке судостроения, включая буровое судно самого высокого в мире ледового класса, многокорпусный ледокол-лидер и другие перспективные специализированные суда.
Предметная область Маринет — морская отрасль, одна из фундаментальных основ глобальной экономики: свыше 80% объема всех мировых перевозок, более 30% добычи нефти, один из основных резервов в области добычи полезных ископаемых и производства продовольствия. Объем ключевых гражданских сегментов морской отрасли превышает 2,5 трлн долларов в год: на первом месте — морская добыча полезных ископаемых (1,6 трлн долларов), потом — морской транспорт (500 млрд долларов), затем — рыбный промысел и производство аквакультуры (190 млрд долларов), морской туризм (120 млрд долларов) и судостроение (100 млрд долларов). Фундаментальный характер отрасли обусловливает ее долгосрочное развитие на десятилетия и даже сотни лет вперед, а глобальный характер позволяет сразу выходить на мировой уровень компаниям, успешно предлагающим свои решения для морской отрасли.
Развитие технологий в рамках приоритетных рыночных сегментов Маринет не только позволит российским компаниям занять лидирующее положение на выбранных мировых рынках, но и обеспечит России ведущую роль в глобальном процессе формирования информационной среды и стандартов цифровой навигации; повышение привлекательности российских портов и морских транспортных коридоров (в том числе на трассах Северного морского пути); повышение уровня контроля морских акваторий; расширение доступной базы российских природных ископаемых; создание стратегических запасов; а также расширение перспектив освоения минеральных и энергетических ресурсов Мирового океана; повышение эффективности освоения ресурсов Арктики и Дальнего Востока; усиление конкурентоспособности российских судоходных компаний, добывающих компаний и производителей аквакультуры; повышение конкурентоспособности отечественного судостроения и снижение зависимости от зарубежных технологий, в том числе и в области военного судостроения.
Анализ развития морехозяйственной деятельности многих стран, таких как Япония, Китай, США, Норвегия и др., показывает, что освоение ресурсов Мирового океана содержит, помимо перспектив создания новых рынков объемами в триллионы долларов, гигантский потенциал размещения будущих уникальных производств. Более того, в обозримом будущем Мировой океан может стать основным источником ресурсов, включая энергетические, средой постоянного обитания части человечества, а на стадии развития общества, основанного на мудрости (wisdom based society), сможет предоставлять возможности управления климатом на Земле.
Приоритетными рыночными сегментами «дорожной карты» определены: цифровая навигация (e-Navigation), технологии освоения ресурсов океана и инновационное судостроение. Ключевыми критериями для выбора перспективных сегментов, помимо объемов и динамики роста рынков, являются следующие:
Основные цели:
Развитие информационных технологий связано во многом с изменениями в ландшафте городской среды, изменением моделей индивидуального поведения, мобильности и обусловлено формированием нескольких основополагающих тенденций и рынков.
В первую очередь это развитие концепции и инфраструктуры «Интернета вещей» (IoT — Internet of things) . Ее стремительный рост объясняется повсеместным распространением беспроводных сетей, появлением «облачных» вычислений, развитием технологий межмашинного взаимодействия, активным переходом на IPv6 и освоением программно-конфигурируемых сетей. На сегодняшний день концепция «Интернета вещей» постепенно преобразуется в концепцию «всеобъемлющего Интернета», соединяющего людей, процессы, объекты и данные.
В качестве второй ключевой тенденции выступает рост значения и использования средств Big Data. Высокие темпы среднегодового роста к 2017 году приведут к тому, что рынок решений Big Data будет обгонять темп роста рынка информационных и телекоммуникационных технологий. Уже сегодня технологии работы с большими данными оказывают существенное влияние на работу бизнеса и государственных организаций, что достигается посредством разработки множества сервисов по IТ, повышением потенциала для аналитики, новой организации бизнес-процессов. Решения в области больших данных опираются на инфраструктуру сбора и обработки информации об окружающей среде, объектах управления или исследования, что является следствием развития «Интернета вещей», роста различных датчиков, устройств мониторинга среды и обработки информации и т.д., что и дает возможность получать огромный массив данных. Применение сложных алгоритмов и моделей к этим данным дает новое качество управления, прогноза развития систем. Однако наращивающиеся объемы информации приводят к возникновению сложностей, связанных с хранением и обработкой больших массивов данных.
Третьей существенной тенденцией, оказывающей влияние на IТ, является наблюдающаяся конвергенция рынков. Примером может служить взаимопроникновение автопрома, телекома, мобильных интеграторов и финансово-страховых компаний. Другим примером интеграции рынков является активное внедрение в мобильные телефоны устройств диагностики и мониторинга состояния здоровья человека, а также окружающей среды. Рынок мобильных телефонов, достигнув определенного предела, пытается активно захватить новые области здравоохранения и индивидуальной и превентивной медицины, что одновременно требует сложных решений по сбору и обработке данных, а также дает возможности по предоставлению целого набора сервисов.
Таким образом, на данный момент происходит конвергенция ИКТ, биотехнологий, когнитивных технологий, различных инфраструктур. Такая конвергенция проявляется, с одной стороны, в виде появления новых продуктов, сервисов, с другой стороны, обеспечена передовыми технологиями. Так, например, с технологической точки зрения переход от электроники к фотонике как содержанию инфраструктурной технологии предполагает использование особых свойств света в сложных системах внутри технических объектов (например, транспорт), в биосовместимых системах, интегрированных с человеком (например, при создании оптических нейронных интерфейсов).
В указанные тренды на глобальном уровне Россия сегодня может включаться не только на уровне отдельных разработок и нишевых решений, но и на уровне предложений по стандартам и комплексным решениям. В рамках концепции «Интернета всего» будет происходить интеграция решений обеспечения связи, в том числе коммуникаций, на новых, квантовых принципах, вместе с тем будет разрабатываться комплекс по управлению информацией, а также новые виды передачи, обработки и хранения информации.