Научно-технологическое развитие Российской Федерации

Ставка на будущее: как изменится финансирование нацпроектов в ближайшие три года

По закону, до 1 октября правительство должно внести в Государственную Думу проект закона о бюджете на ближайшие три года. Бюджет основывается на прогнозе социально-экономического развития, оба документа еще не были опубликованы. Пандемия внесла свои коррективы в финансовое планирование: вместе с прогнозом должен стать публичным и национальный план восстановления экономики, а следом собираются представить и обновленные паспорта национальных проектов, которые, согласно указу президента, продлены до 2030 года. Проектов, как ожидается, станет на один больше: уже анонсирована подготовка нового нацпроекта по развитию внутреннего туризма.

Пока власти завершают верстку документов, открытыми становятся отдельные детали. Так, согласно пояснительной записке к проекту бюджета, имеющейся в распоряжении ТАСС, национальные проекты в целом ждет сокращение финансирования, но оно оказалось не таким масштабным, как ожидалось, а отдельные мероприятия и проекты и вовсе могут получить дополнительные средства. С учетом оценок Минэкономразвития можно полагать, что экономика восстанавливается быстрее, чем власти рассчитывали летом. В том, на какие мероприятия делают ставку в Доме правительства, и чего ждут эксперты и чиновники от следующего года, разбирались корреспонденты портала "Будущее России. Национальные проекты", оператором которого выступает ТАСС.

Сокращение под вопросом

На профильном совещании 13 июля президент РФ Владимир Путин сохранил за национальными проектами статус ключевых документов по развитию и предложил "заглянуть за нынешний горизонт планирования национальных целей и проектов, то есть за 2024 год". Как результат - указ "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" и работа правительства над корректировкой нынешних паспортов нацпроектов, которые рассчитаны до 2024 года. Эта работа еще продолжается, но часть финансовых сведений уже известна. Согласно пояснительной записке к проекту бюджета, большинство из тринадцати национальных проектов ждут сокращения.

Так, бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение проекта "Демография" запланированы в объеме 742 млрд рублей, 766 млрд рублей и 866 млрд рублей соответственно в 2021-2023 годах. Вместе с тем, согласно закону о федеральном бюджете на прошлую трехлетку и действующему паспорту нацпроекта "Демография", ожидались суммы 826 млрд, 840 млрд и 464 млрд рублей. Таким образом, финансирование может снизиться на 10,1% в 2021 году, на 8,8% в 2022 году. Но в то же время в 2023 году ожидается увеличение финансирования почти вдвое по сравнению с первоначальными планами.

Среди федеральных проектов этого нацпроекта самый затратный и масштабный – "Финансовая поддержка семей при рождении детей" -сокращается незначительно в первые два года, примерно на 10%, что объясняется уточнением численности получателей. Но в 2023 году ожидается значительное увеличение финансирования – власти "закладывают" средства на выплаты за третьего ребенка. В абсолютных цифрах объемы ассигнований на все три предстоящих года примерно равны, и рост в 2023 году объясним низким прогнозным значением предыдущих документов. Это подтверждает планы правительства сохранить поддержку семей с детьми и озвученная президентом позиция: "Интересы, безопасность российских семей на первом месте должны быть".

Значительные сокращения в 2021 и 2022 годах ожидаются по федеральному проекту "Укрепление общественного здоровья", отвечающему за мотивацию россиян к здоровому образу жизни, включая отказ от вредных привычек. Причины сокращения финансирования в пояснительной записке к бюджету не указаны.

Нацпроекты "экономического" блока также ждут сокращения. Бюджетные средства по нацпрограмме "Цифровая экономика" запланированы в 2021 году в объеме 153,7 млрд рублей, в 2022 году — 222,6 млрд рублей, в 2023 году — 200,6 млрд рублей. При этом по сравнению с предыдущими цифрами финансирование в 2021 году сокращено 13,5%, в 2022 году - на 13,7% и в 2023 году - на 14%. Всего бюджет "Цифровой экономики" сократится на 92,1 млрд рублей, или 13,7%.

Но при этом в проекте бюджета обозначен новый федеральный проект "Искусственный интеллект", поручение о создании которого президент давал в июле этого года. На финансирование проекта в течение 2021-2023 гг. направят около 16,5 млрд рублей. Этот проект, как сообщал портал "Будущее России. Национальные проекты", будет посвящен, в том числе, повышению уровня доверия граждан к технологиям искусственного интеллекта. Для этого будет создан специальный информационный портал, а также запущена информационная кампания в СМИ и соцсетях.

Сокращение финансирования ожидается и по нацпроекту "Международная кооперация и экспорт" - по сравнению с первоначальной его версией ожидается понижение в 2021-2023 годах на 24,3%, 11,8% и 14,7% или до 97,5 млрд, 206 млрд и 193 млрд рублей соответственно. Тем не менее, на фоне общего сокращения в бюджет проекта закладывается увеличение ассигнований по федеральному проекту "Экспорт услуг" в 2023 году на 332,8 млн. рублей.

Как указывается в пояснительной записке к проекту бюджета, эти средства должны пойти "на предоставление субсидии на государственную поддержку организаций, обеспечивающих прирост количества посетивших Российскую Федерацию иностранных туристов". Для многих стран международный туризм – значительная статья дохода. В экспортном нацпроекте власти заложили возможность развития этого направления внутри России – предоставления туристических, образовательных, медицинских и других услуг иностранцам.

При этом пандемия и действующие в связи с ней ограничения повлияли на рынок внутреннего туризма, создав предпосылки для его развития. В этой связи было принято решение о запуске уже этой осенью еще одного нацпроекта. Профильный вице-премьер Дмитрий Чернышенко обещал рассмотреть его на правительственной комиссии по туризму в сентябре. Тем не менее, в бюджетном документе, имеющемся в распоряжении ТАСС, упоминания об этом нацпроекте нет.

Бюджет национального проекта "Жилье и городская среда" на ближайшие три года планируется сократить на 20% или на более чем 98,8 млрд рублей, до 390 млрд рублей. В частности, на 2021 год предусмотрено более 97,5 млрд рублей, 2022 год – более 120 млрд рублей, 2023 год– более 172,8 млрд рублей.

Нацпроект "Жилье и городская среда" включает четыре федеральных проекта: "Жилье", "Формирование комфортной городской среды", "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда" и "Ипотека". Последний из них финансирования не предусматривает, а в остальные внесут бюджетные изменения. Так, в общем финансирование проекта "Жилье" предлагается сократить на 10% (до более 87 млрд рублей на 2021-2023 годы), проект "Формирование комфортной городской среды" - почти на 10% до более 121 млрд рублей и проект по расселению из аварийного жилья – на 29% до более 181 млрд рублей.

При этом в документе отмечается, что 50 млрд рублей, заложенные на переселение из аварийного фонда в 2022 году, были перераспределены на 2020 год для ускорения реализации программы. Премьер-министр Михаил Мишустин уже подписал соответствующее постановление. В свою очередь вице-премьер Марат Хуснуллин отметил, что около 80% этих средств планируется направить на строительство нового жилья для переселяемых.

Некоторое сокращение ожидается и по национальному проекту "Экология" - по сравнению с данными по предыдущей трехлетке и паспортом национального проекта, в 2021 г оно составит 14,9%, в 2022 г – 14,2% и в 2023 г – 7,6%.

При этом, как рассказал порталу замглавы общественного совета Росприроднадзора и глава организации "Зеленый патруль" Андрей Нагибин, перед природоохранными ведомствами стоит тяжелейшая задача, как выполнить поставленные задачи, поскольку, с одной стороны, сокращаются средства, а с другой - национальные цели продлены до 2030 года.

"Федеральный проект "Чистый воздух", который теперь стал частью цели "Комфортная и безопасная среда для жизни", лишился 15 миллиардов рублей и продлён до 2030 года. Сейчас нужно понять, как его выполнять почти без денег, а ведь показатели жесточайшие - в два раза уменьшить объем вредных выбросов. Все в тяжелейших думах, каким образом выйти из этой ситуации", - сказал эксперт.

Сохранение накопленной энергии

Одним из самых "стабильных" оказался национальный проект "Наука". Бюджетные ассигнования на его обеспечение на 2021 год запланированы в объеме 54,893 млрд рублей, в 2022 году- 76,056 млрд рублей, в 2023 году - 97,610 млрд рублей. Всего в 2021-2023 гг. на нацпроект будет направлено 228,5 млрд руб. бюджетных средств. При этом предусмотренные в законопроекте объемы финансирования по сравнению с утвержденными ранее, в 2021 году уменьшены на 250,2 млн рублей, или 0,46%, в 2022 году - на 310 млн рублей (снижение на 0,41%), в 2023 году - на 195 млн рублей (снижение на 0,20%). Таким образом, суммарный объем финансирования нацпроекта в 2021-2023 годах сократился всего на 0,35% по сравнению с ранее утвержденными показателями бюджета.

При этом если судить цифрам, указанным в действующем паспорте национального проекта,финансирование сократилось на 2,1%.

На национальный проект "Безопасные и качественные автомобильные дороги" в период 2021-2023 годов могут направить 177,74 млрд рублей, что на 3,8% больше, чем было запланировано в бюджете на предыдущую трехлетку 2020-2022 годов и в паспорте нацпроекта.

Однако по годам общий рост распределился неравномерно. В частности, в 2021 году ожидается уменьшение расходов федерального бюджета на 7,36 млрд рублей (минус 5,9% к прошлому плану), а уже в 2022 году средства вырастут сразу на 10,15 млрд рублей (плюс 42,5%), в 2023 году рост составит 3,11 млрд рублей (плюс 13,4%).

Согласно пояснительной записке, в основном снижение расходов в 2021 году связано с возвращением 2 млрд рублей ведомственному проекту "Развитие инфраструктуры воздушного транспорта", которые ранее были направлены на дороги. А также с сокращением на 2,72 млрд рублей в 2021 году бюджетных ассигнований на внедрение в городах интеллектуальных транспортных систем.

Финансирование Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (КПМИ) из федерального бюджета в 2021–2023 годах составит около 1,5 трлн рублей, что на 13,5% меньше запланированного ранее. В частности, финансирование нацпроекта сократится на 31,105 млрд рублей (-7,7%) в 2021 году, на 113,353 млрд рублей (-16,8%) в 2022 году и на 95,463 млрд рублей (-13,8%) в 2023 году.

При общем снижении федеральных расходов, некоторые проекты КПМИ могут получить прибавку за счет перераспределения средств в ближайшие три года. К примеру, на 3,3% до 290,72 млрд рублей может быть увеличено финансирование создания коридора "Европа – Западный Китай" (в основном на работы в рамках строительства обхода Самары), на 4,5% до 142,9 млрд рублей вырастет финансирование по проекту "Северный морской путь" (за счет переноса бюджетных ассигнований с проекта строительства Нижегородского гидроузла на строительство терминала "Утренний" в порту Сабетта и СПГ терминалов в Камчатском крае и Мурманской области), а также на 18,2% до 13,6 млрд рублей - финансирование проекта "Железнодорожный транспорт и транзит" (в основном на обновление ж/д инфраструктуры на подходах к Азово-Черноморскому бассейну).

В Минтрансе РФ изменения финансирования проектов порталу не прокомментировали, отметив, что в настоящее время ведётся работа по корректировке параметров нацпроектов и входящих в их состав мероприятий, целевых индикаторов и показателей.

На национальный проект "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" выделяется на три года 195,9 млрд рублей: более 56 млрд рублей в 2021 году (больше, чем запланировано на 18,7%), в 2022 году – свыше 60 (меньшена 30,7%), а в 2023 году – более 78 млрд рублей (меньше, чем планировалось на 16,5%). При этом данные средства распределены между пятью федеральными проектами.

"Финансирование национального проекта уменьшено, но незначительно. Все меры [нацпроекта] будут сохранены, но по-другому упакованы. Также появится новая мера – создание цифровой платформы для оказания услуг малому бизнесу государством и не только, чего раньше не было. В значительном объеме закладывается компенсация [льготной] процентной ставки по кредитам. Мы надеемся, [ставки] не более, чем 7%. Мы надеемся, что заложенная цифра будет выдана, потому что малому бизнесу сейчас необходимы и деньги, и информация, и инфраструктурные меры поддержки. Кризис никуда не ушел, и активность бизнеса, по нашей оценке, пока только 85% от уровня первого квартала", - рассказал порталу президент общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России" Александр Калинин, добавляя, что для секвестированного бюджета цифры "хорошие".

В начале сентября два источника, близких к аппарату правительства РФ, сообщали порталу "Будущее России. Национальные проекты", оператором которого выступает ТАСС, что новая структура национального проекта будет дополнена отдельным направлением по развитию самозанятых предпринимателей, также будет сокращено число федеральных проектов с действующих пяти до четырех. Другой источник в аппарате эту информацию подтвердил, отметив, что также будет создан федеральный проект "Легкий старт". Комментируя возможное изменение числа федеральных проектов, Калинин подчеркнул, что самые важные мероприятия национального проекта "не пострадают" и могут быть расширены.

Явное преимущество

На реализацию национального проекта "Образование" в 2021 году из бюджета планируется направить средства в объеме 172,9 млрд рублей - это почти на 39,6 млрд (или 30%) больше, чем предусматривалось на этот год в первоначальном паспорте нацпроекта "Образование" (в нем фигурирует сумма в 133,3 млрд рублей).

На 2022 год и 2023 год ситуация аналогичная - в проекте бюджета Минфина заложена сумма в 156, 9 млрд рублей (+31%) и 187,8 млрд рублей (+58%) соответственно. Таким образом, всего в течение следующих трех лет из федерального бюджета на нацпроект планируется выделить около 517 млрд рублей. В сравнении с финансированием, заложенным в действующем паспорте нацпроекта, расходы на образование в 2021-2023 в целом увеличены более чем на треть (39%) - с 370 млрд рублей (по нацпроекту) до 517 млрд рублей (в соответствии с текущим проектом бюджета).

При этом, если сравнивать с данными бюджета на предыдущую трехлетку, в 2021 и 2022 годах видно снижение финансирования, но небольшое – 4,6% и 3,7% соответственно.

В пояснительной записке отмечается, что большее количество средств выделяется на строительство объектов (например, Областной гимназии им. Е.М. Примакова и Физтех-лицея им. П.Л. Капицы в Московской области), а также на создание дополнительных мест в образовательных учреждениях в регионах. Больше средств выделяется и на развитие движения волонтеров.

Согласно сопроводительным материалам к проекту бюджета на 2021-2023 годы, на реализацию нацпроекта "Здравоохранение" направят около 706 млрд рублей. На будущий год для достижения целей нацпроекта планируется направить 243,2 млрд рублей, в 2022 году — 251,1 млрд рублей и на 2023 год - 212,1 млрд рублей.

В сравнении с утвержденным ранее паспортом, финансирование нацпроекта может быть увеличено: на 2021 год — на 1,9%, на 2022 год — на 0,2% и на 0,8% — в 2023 году. При этом, если ориентироваться на сравнение с бюджетом на предыдущую трехлетку, то бюджетные ассигнования, наоборот, сократятся: на 3,8% в 2021 году и на 4,4% в 2022 году.

В ближайшие годы больше всего средств в рамках нацпроекта "Здравоохранение" планируется направить на реализацию федерального проекта "Борьба с онкологическими заболеваниями" для совершенствования оказания помощи пациентам с раком — 188,7 млрд в 2021 году, 181, 1 млрд в 2022 году и еще 152,9 млрд запланировано проектом Минфина на 2023 год. Эти средства будут направлены на переоснащение больниц, амбулаторий и онкологических диспансеров, создание сети центров амбулаторной онкопомощи, системы современной диагностики рака, а также центров второго мнения, которые смогут консультировать по сложным и редким случаям заболеваний.

В ожидании лучшего

При этом, если учесть, что национальные цели продлены до 2030 года, текущие данные позволяют делать выводы об увеличении финансирования нацпроектов на всем протяжении их жизненного цикла, а не о перераспределении ранее выделенных средств на 12 лет вместо 6.

Власти РФ в целом выражают сдержанно-позитивные эмоции относительно экономического развития. Экстренный период действий властей, которые были заложены в антикризисной программе по поддержке российской экономики в связи с пандемией COVID-19, завершается, и дальнейшая задача - плавное восстановление, говорил помощник президента РФ по экономическим вопросам Максим Орешкин в ходе форума "Территория смыслов".

По его прогнозам, экономика страны может начать восстанавливаться уже в 2021 году. Он отмечал, что правительство вкладывает меры поддержки экономики и бизнеса и в национальные проекты, и в общенациональный антикризисный план.

"Сентябрь, октябрь, ноябрь - это ключевые месяцы, которые должны перезапустить восстановление экономики, должны перезапустить рынок труда, занятость должна начать восстановительный рост, безработица должна начать снижаться. Это то, чего следует добиваться", - подчеркнул Орешкин. В итоге, по его мнению, экономика России может вернуться к докризисному уровню занятости и росту промышленного производства уже в 2021 году.

"Результаты второго квартала оказались лучше, чем ожидалось. Наверно, прогноз Минэкономразвития на этот год будет уточняться. Существует вероятность улучшения данного прогноза", - сказал порталу директор направления "Суверенные рейтинги" S&P Карен Вартапетов. Следующий год может стать переходным, когда правительство будет медленно "сворачивать" меры бюджетного стимулирования, а в 2022 году бюджет должен вернуться к нормам бюджетного правила.

"Нацпроекты в меньшей степени ориентированы на развитие конкуренции, демонополизацию, судебную реформу и защиту прав собственности. В нацпроектах делается акцент на наращивание госинвестиций, улучшение инфраструктуры, но в меньшей степени - на институциональные ограничения, то есть на то, что главным образом сдерживает рост российской экономики, рост производительности труда", - оценил эксперт влияние проектов на экономику страны.

При этом по мнению Вице-президента – старшего аналитика агентства Moody’s Владлена Кузнецова, вопрос сокращения или увеличения финансирования нацпроектов нужно рассматривать в контексте антикризисного плана. "Исполнение национальных проектов — это вопрос эффективности их осуществления региональными властями и зависит от качества институтов управления. Необходимо отметить, что обычно исполнение ускоряется к концу года. Однако по результатам прошлого года исполнение национальных проектов было также недостаточно эффективным", - полагает он.


Редакция портала "Будущее России. Национальные проекты", при поддержке Редакции экономической информации ТАСС







Подписка на новости и события
Введите ваш email