Научно-технологическое развитие Российской Федерации

Научи ученого

Научи ученого

Совсем скоро стартует отборочный тур в новую программу академического лидерства: войти в нее смогут более сотни вузов. Это проект Минобрнауки, суть которого - развитие сотрудничества университетов и научных институтов. Программа долгосрочная, на 10 лет. По сути, апгрейд Проекта 5-100 - повышение конкурентоспособности российских университетов, который был рассчитан до 2020 года. В него вошел 21 вуз. Сейчас из 724 университетов отберут около 120.По словам министра Валерия Фалькова, отбор будет строгим. Критерии? Среди основных - востребованность разработок реальным сектором экономики, участие в трансфере знаний и технологий, подготовка ученых для проведения передовых исследований. Кроме того, в зачет пойдет и уровень зарплаты выпускников, их карьерные треки в сфере исследований и разработок.

Сейчас проект постановления правительства о программе академического лидерства находится на стадии согласования с Минфином и Минэкономразвития. После он будет повторно размещен на федеральном портале проектов нормативных актов, а также направлен в Минюст и Счетную палату РФ.

Юлия Горбунова, главный научный сотрудник Института общей и неорганической химии им. Курникова РАН:

- По опыту, если студент начинает с первого курса работать в лаборатории института, то к диплому он не только владеет определенной научной тематикой, но имеет задел, который в течение пары лет, как правило, превращается в кандидатскую диссертацию. Один из ключевых показателей - трудоустройство выпускников в науке. Поэтому важно предусмотреть финансовое обеспечение приема выпускников вузов в НИИ и увеличить контрольные цифры приема в аспирантуру.

Андрей Яковлев, врио ректора ТПУ:

- Мы видим четыре преимущества программы. Так, она задает новую трактовку лидерства, сделана ставка на эффективность. Включенность в мировые сети и рынок образования - безальтернативная стратегия развития вуза. И наконец, фокус на работу с индустрией и практическое применение знаний. Это всегда было сильной стороной ТПУ.

Мария Врублевская, начальник Управления стратегического планирования и программ развития СПбПУ Петра Великого:

- По опыту других стран видим: успех во многом зависит от "кооперации" вузов с мировыми научными организациями. Так, за последние 10 лет, к примеру, КНР увеличила свой "вес" в ТОП-500 институционального рейтинга THE в 3 раза, а Франция - в 5 раз. А 70 процентов этого рейтинга составляют показатели, учитывающие научные достижения университета. У России тоже успехи: вузов РФ в рейтинге в 2011 году не было, а сегодня мы представлены одним вузом в ТОП-200 и четырьмя в ТОП-500.

Безусловно, надо учитывать опыт Проекта 5-100. Он дал возможность не только оценить себя по международным стандартам, но и посмотреть, как мы умеем "выстраивать коммуникации" друг с другом.

Виктор Шелудько, ректор СПбГЭТУ "ЛЭТИ":

- Серьезная программа развития любого университета предполагает определенные инвестиции, а в рамках госзадания, увы, возможен лишь "косметический ремонт" вуза. Поэтому такого рода проекты, как Проект 5-100 и новая программа стратегического академического лидерства очень перспективны для университетов, которые готовы идти в лидеры и стать научно-образовательными центрами мирового уровня. Именно на такие амбиции и рассчитан проект. Одно из главных его преимуществ - открытая состязательность, участие и вузов, уже заметных на мировой арене, и тех, кто хочет побороться с лидерами.

Евгений Палкин, проректор по научной работе Российского нового университета:

- Цель программы стратегического академического лидерства - создать сеть, состоящую из ведущих вузов национального уровня и вузов-кандидатов - своего рода ближайший резерв новых участников программы. Таким образом, все вузы России объединятся и создадут вертикаль, в которой, с одной стороны, каждый решает свою задачу и осуществляет свою стратегию развития, а с другой стороны - взаимодействует с сильными вузами, что очень полезно.

Источник

Документы для скачивания

Подписка на новости и события
Введите ваш email