Научно-технологическое развитие Российской Федерации
15ж
Большой вызов
Освоение территории страны, Мирового океана, Арктики и Антарктики
20е
Приоритет
Связанность территории Российской Федерации

Совет по приоритетному направлению
"Интеллектуальные транспортные коммуникации, освоение космоса, воздушной и водной среды"



Информация будет добавлена в ближайшее время




Комплексные программы и сквозные технологии

Информация будет добавлена в ближайшее время

Проекты полного инновационного цикла

Название программы
"Комплексное развитие интеллектуальных транспортных систем России"
Период выполнения
01.01.2018 – 31.05.2020
Цели и задачи
Создание интеллектуальных транспортных и телекоммуникационных систем; формирование единого транспортного пространства; обеспечение доступности транспортных услуг для грузовладельцев и населения; реализация транзитного потенциала страны; повышение уровня безопасности транспортной системы

Социально-экономические задачи:

  • сбалансированное социально-экономическое развитие регионов, преодоление диспропорций в региональном развитии;
  • формирование единого транспортного пространства России на базе сбалансированного развития эффективной транспортной инфраструктуры;
  • обеспечение социальных транспортных стандартов;
  • интеграция в мировое транспортное пространство и реализация транзитного потенциала страны.

Научно-технические задачи:

  • повышение скорости перемещения пассажиров и доставки грузов;
  • обеспечение безопасности транспортных средств и организации их движения;
  • обеспечение экологичности и энергоэффективности транспортных средств и организации их движения;
  • снижение стоимости владения транспортным средством.
Описание программы

Реализация проекта необходима для эффективного освоения и использования пространства, в том числе путем преодоления диспропорций в социально-экономическом развитии территории страны, а также укрепления позиций России в области экономического, научного и военного освоения космического и воздушного пространства, Мирового океана, Арктики и Антарктики.

Проект основывается на Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года; Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года; Стратегии развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года; Энергетической стратегии России на период до 2030 года; Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года; Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года; Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года; Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года; Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы.

Название программы
"Научный потенциал социально-экономического развития арктической зоны Российской Федерации"
Период выполнения
01.01.2018 – 31.12.2025
Цели и задачи
Обеспечение полноты групп технологий, необходимых для создания новых и развития трансформируемых рынков с одновременным созданием необходимой системы инноваций, обеспечивающей качественно новый уровень развития ключевых отраслей в условиях интенсификации освоения и использования Арктики

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  • формирование технологической основы и фундаментального задела для высокотехнологичной модернизации и технологического обновления российских предприятий, работающих в сферах, обеспечивающих присутствие человека в Арктике, добычу природных ископаемых, транспортировку грузов и сохранение арктической экосистемы на основе групп технологий для создания «якорных» продуктов и сервисов, конкурентоспособных на национальном и мировом рынках, включая рынки Национальной технологической инициативы;
  • концентрация ресурсов в областях с «критической массой» заделов и ускоренное формирование недостающих групп технологий для создания качественно новых продуктов (товаров, услуг), в том числе при сочетании собственных разработок и возможностей международного сотрудничества;
  • обеспечение эффективного трансфера результатов интеллектуальной деятельности и технологий в реальный сектор экономики для создания новых, глобально конкурентоспособных продуктов, в том числе за счет изменения нормативных и технических требований к существующим или формирующимся рынкам;
  • активное содействие расширению рынков за счет установления новых стандартов и обязательных требований, связанных с использованием инновационных разработок, включая экспорт успешных практик регулирования;
  • сбалансированное развитие опорной национальной инфраструктуры для создания инновационных продуктов для интенсификации освоения и использования Арктики по мере расширения рынков на базе центров коллективного пользования, уникальных научных установок, центров хранения и обработки данных, телекоммуникационных средств и систем, высокотехнологичного программного обеспечения.

Исходя из основных направлений освоения и использования АЗРФ, сформулированы четыре основные цели освоения и использования Арктики, включающие:

  • обеспечение комфортного присутствия человека в Арктике (Стратегия НТР России, п. 20ж);
  • обеспечение качественной связи и развития международных транспортно-логистических систем (Стратегия НТР России, пп. 20а и 20е);
  • ресурсное обеспечение экономического развития (Стратегия НТР России, пп. 20а и 20б);
  • сохранение глобальной экосистемы и противодействие техногенным и биогенным угрозам при освоении Арктической зоны (Стратегия НТР России, пп. 20д и 20е).
Описание программы

Развитие технологических групп для транспортной системы АЗРФ позволит в режиме реального времени получать информацию об изменении климата в регионе в целях повышения безопасности, эффективности и экономичности перевозки пассажиров и грузов, а так же обеспечить безопасность объектов инфраструктуры, построенных на грунтах с изменяющейся несущей способностью в результате глобального потепления, осуществить переход к передовым цифровым, интеллектуальным производственным технологиям, роботизированным системам, новым материалам и способам конструирования, созданию систем обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта (п. 20 а Указа), а так же способствуя повышению связанности территории Российской Федерации за счет создания интеллектуальных транспортных и телекоммуникационных систем, а также занятия и удержания лидерских позиций в создании международных транспортно-логистических систем, освоения и использования космического и воздушного пространства, Мирового океана и Арктики (п. 20е Указа).

Ресурсное обеспечение экономического развития должно обеспечить интенсификацию развития АЗРФ за счет повышения объемов и снижения себестоимости добычи минеральных и биологических природных ресурсов с помощью внедрения передовых научных разработок в области робототехники, новых материалов и двигателей, а также расширения географии добычи ресурсов за счет внедрения новых технологий добычи природных ресурсов на континентальном шельфе. Это направление также обеспечивает переход к цифровым, интеллектуальным производственным технологиям, роботизированным системам, новым материалам и способам конструирования, созданию систем обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта, и в части повышения эффективности добычи углеводородного сырья (реализацию приоритета стратегии научно-технического развития Российской Федерации (пп. 20а и 20б Указа).

Интенсификация освоения и использования АЗРФ ведет к повышению антропогенной нагрузки на экосистему региона, на компенсацию которого направленны проекты сохранения глобальной экосистемы, обеспечивая противодействие техногенным, биогенным, социокультурным угрозам и иным источникам опасности для общества, экономики и государства (пп. 20д и 20е Указа).



Информация будет добавлена в ближайшее время





AeroNet

Цели

Основная цель - развитие сегментов:

  • дистанционного зондирования Земли и мониторинга;
  • сельского хозяйства;
  • перевозки грузов (в перспективе и людей);
  • поиска и спасания;
  • связи и телекоммуникаций;
  • развитие наземной инфраструктуры связи и глобальной системы управления воздушным движением (УВД);
  • развитие технологий БАС;
  • развитие законодательного регулирования авиационной отрасли;
  • подготовка кадров.
Описание

В ближайшие 10–20 лет благодаря развитию технологий существенно расширится применение беспилотных авиационных и околоземных космических систем, комплексных решений и услуг на их основе. Возникнет новый глобальный сетевой рынок информационных, логистических и иных услуг, предоставляемых флотом беспилотных аппаратов, постоянно находящихся в воздухе и на низких космических орбитах. В рамках НТИ этот рынок получил название Аэронет. Рынками-предшественниками являются рынок авиаработ, выполняемых с применением пилотируемых воздушных судов, и рынок услуг дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ), предоставляемых космическими аппаратами.

Развитие беспилотных авиационных и космических систем, а также технологий беспроводной связи приведет к росту распределенных систем безопасности полетов и обмена информацией. Повышение надежности защищенных сетевых коммуникаций обеспечит массовое безопасное использование беспилотных аппаратов, в том числе и в городских условиях. Над территорией Российской Федерации к 2035 году постоянно (в режиме 24/7/365) могут находиться в воздухе не менее 100 тыс. беспилотных воздушных судов (БВС), объединенных в единую систему предоставления работ и услуг для удовлетворения различных, постоянно возрастающих потребностей экономики. Среднесписочная численность занятых в разработке и производстве беспилотных авиационных систем (БАС) составит 50 тыс. человек, численность занятых в эксплуатации БАС, обеспечении комплексных решений и услуг на их основе достигнет 500 тыс. человек к 2035 году.

Оценки показывают, что объем мирового рынка БАС, комплексных решений и услуг к 2035 году составит более 200 млрд долларов (в текущих ценах). Изменится не только структура рынка, но и запросы потребителей, под которые придется адаптироваться новым лидерам в глобальной конкуренции. Доля России на этом развивающемся рынке может составить более 35–40 млрд долларов. Возникнут крупные отечественные компании, которые зададут отраслевые стандарты в своих сегментах.


AutoNet

Цели

Основные цели:

  • Развитие отрасли беспилотных транспортных средств (БПТС).
  • Создание отечественного производства многофункциональной роботизированной техники для грузовых и пассажирских перевозок.
  • Создание беспилотных автомобилей различных классов общего и специального назначения.
  • Создание программно-аппаратных комплексов нового поколения интеллектуальных транспортных систем (ИТС) для БПТС с достижением доли отечественных производителей на российском рынке Автонет (в соответствующих сегментах) в размере 60% к 2035 году.
  • Достижение доли продаж на зарубежных рынках (от общего объема продаж отечественных производителей БПТС и программно-аппаратных комплексов нового поколения ИТС для БПТС) в размере 30% к 2035 году.
Описание

Рост мирового потребления автомобильной продукции влечет постоянное увеличение нагрузки на транспортные сети государств. Согласно прогнозам ряда ведущих исследовательских агентств, доля грузовых перевозок автомобильным транспортом вырастет к 2025 году с 60% до 72%. Среднемировой показатель отношения количества произведенных автомобилей к приросту городского населения составляет 2,6, в России он находится на уровне 17,4. При этом Российская Федерация имеет относительно невысокую протяженность дорожной сети (1,4 млн км) в сравнении с ЕС и США (5,3 млн и 6,6 млн км), что существенно обостряет проблему перегруженности дорог в густонаселенных российских регионах.

Перечисленные тенденции приводят к неизбежному возникновению спроса на автоматизацию транспортной системы. Однако на данный момент рынок беспилотных автотранспортных средств не сформирован. Рынок средств обеспечения частичной автономности автотранспортных средств находится в зачаточной стадии, его объем оценивается в размере около 4 млрд долларов.

При построении будущих систем автопилотирования автотранспортных средств прогнозируется достижение полной автономности автомобильного транспорта к 2035 году. При этом выделяются следующие основные этапы формирования будущего рынка:

  • внедрение помощников водителя (ADAS) к 2018 году;
  • достижение частичной автономности к 2020 году;
  • достижение высокой автономности к 2025 году;
  • достижение полной автономности к 2035 году.

Реализация «дорожной карты» укрепит конкурентные позиции российских автопроизводителей на внутреннем и мировом рынках, позволит разработать и освоить производство компонентов и программного обеспечения нового поколения, создать на их базе беспилотные автотранспортные средства широкой гаммы применения и обеспечить их эффективную эксплуатацию в рамках транспортной системы Российской Федерации. Специализированные производства смогут быстрее интегрироваться в мировую сеть поставщиков комплектующих и оказаться более привлекательными для иностранных инвестиций.

Развитие современной, ориентированной на рынок сети специализированных производств компонентов и систем будет способствовать росту уровня конкурентоспособности российского машиностроения, отраслей микроэлектроники, сенсорики, иных высокотехнологичных производств. Все это создаст технологическую основу для реализации множества рыночных проектов и создания бизнесов с оборотами в сотни миллиардов долларов.


MariNet

Цели

Целью «дорожной карты» является формирование лидерства российских компаний на указанных перспективных рынках морской отрасли. Каждому из сегментов этой интегральной цели соответствуют свои конкретные стратегические цели.

Цели в сегменте цифровой навигации

  • Опередить в практическом применении стандартов цифровой навигации другие страны, выступить лидером в их развитии и внедрении.
  • Создать привлекательные для участников отрасли процессы и типовые решения на основе пилотных проектов в РФ, ЕАЭС и БРИКС.
  • Распространить эти решения в рамках межправительственных соглашений и Международной морской организации (ИМО) на весь мировой рынок, в том числе учитывая решения в ЕС.
  • Гармонизировать электронный документооборот и таможенные процедуры в портах сначала в рамках БРИКС, а затем и на уровне других стран, предложить типовые решения для комплексной автоматизации портов на основе этих процедур.

Цели в сегменте технологий освоения океана

  • Используя программы освоения океана в РФ и БРИКС как пилотную площадку, разработать конкурентоспособные продукты и сервисы, востребованные на мировом рынке в рамках освоения ресурсов океана.
  • Разработать и тиражировать на мировом рынке различные прототипы средств подводной робототехники.
  • Развивать технологии по возобновляемым источниками энергии океана, а также технологии по извлечению труднодоступных природных ресурсов Мирового океана.

Цели в сегменте инновационного судостроения

Использовать существующие интеллектуальные центры в судостроении РФ и консолидацию отрасли для занятия ниш специализированных судов и инновационных технологий на мировом рынке судостроения, включая буровое судно самого высокого в мире ледового класса, многокорпусный ледокол-лидер и другие перспективные специализированные суда.

Описание

Предметная область Маринет — морская отрасль, одна из фундаментальных основ глобальной экономики: свыше 80% объема всех мировых перевозок, более 30% добычи нефти, один из основных резервов в области добычи полезных ископаемых и производства продовольствия. Объем ключевых гражданских сегментов морской отрасли превышает 2,5 трлн долларов в год: на первом месте — морская добыча полезных ископаемых (1,6 трлн долларов), потом — морской транспорт (500 млрд долларов), затем — рыбный промысел и производство аквакультуры (190 млрд долларов), морской туризм (120 млрд долларов) и судостроение (100 млрд долларов). Фундаментальный характер отрасли обусловливает ее долгосрочное развитие на десятилетия и даже сотни лет вперед, а глобальный характер позволяет сразу выходить на мировой уровень компаниям, успешно предлагающим свои решения для морской отрасли.

Развитие технологий в рамках приоритетных рыночных сегментов Маринет не только позволит российским компаниям занять лидирующее положение на выбранных мировых рынках, но и обеспечит России ведущую роль в глобальном процессе формирования информационной среды и стандартов цифровой навигации; повышение привлекательности российских портов и морских транспортных коридоров (в том числе на трассах Северного морского пути); повышение уровня контроля морских акваторий; расширение доступной базы российских природных ископаемых; создание стратегических запасов; а также расширение перспектив освоения минеральных и энергетических ресурсов Мирового океана; повышение эффективности освоения ресурсов Арктики и Дальнего Востока; усиление конкурентоспособности российских судоходных компаний, добывающих компаний и производителей аквакультуры; повышение конкурентоспособности отечественного судостроения и снижение зависимости от зарубежных технологий, в том числе и в области военного судостроения.

Анализ развития морехозяйственной деятельности многих стран, таких как Япония, Китай, США, Норвегия и др., показывает, что освоение ресурсов Мирового океана содержит, помимо перспектив создания новых рынков объемами в триллионы долларов, гигантский потенциал размещения будущих уникальных производств. Более того, в обозримом будущем Мировой океан может стать основным источником ресурсов, включая энергетические, средой постоянного обитания части человечества, а на стадии развития общества, основанного на мудрости (wisdom based society), сможет предоставлять возможности управления климатом на Земле.

Приоритетными рыночными сегментами «дорожной карты» определены: цифровая навигация (e-Navigation), технологии освоения ресурсов океана и инновационное судостроение. Ключевыми критериями для выбора перспективных сегментов, помимо объемов и динамики роста рынков, являются следующие:

  • в данных сегментах в ближайшие десятилетия будут происходить существенные изменения в используемых технологиях, которые не просто сформируют принципиально новые сегменты рынка, но и окажут значительное воздействие на саму модель функционирования морской отрасли, поэтому это является фактором для обеспечения лидерства российских компаний на этих высокотехнологичных рынках за счет раннего выхода на эти рынки и опережающего развития технологических решений и стандартов;
  • наличие технологических заделов в указанных направлениях, что позволяет говорить не просто о наличии перспективных рынков, но и о возможности создания конкурентоспособных на мировом рынке коммерческих продуктов для указанных сегментов;
  • наличие российских компаний, обладающих существующими коммерческими достижениями и стремлением к лидерству на мировом рынке в указанных направлениях, которые готовы непосредственно участвовать в работе Маринет и реализовывать проекты в рамках «дорожной карты» (как фактор реалистичности проектов и амбиций по формированию мировых лидеров из числа российских компаний).

SafeNet

Цели

Основные цели:

  • Достижение российскими компаниями в сегментах прикладных систем, сетей, платформ и приложений значимой доли (от 3% до 5%) мирового рынка Сэйфнет за счет создания коммерчески успешных, востребованных на рынке продуктов и продвижения крупных интеграционных проектов на ведущих региональных рынках.
  • Поддержка существующих «дорожных карт» НТИ с помощью обеспечения безопасности и защиты киберфизических и информационных систем рынков НТИ; создания необходимой IТ-инфраструктуры для обеспечения безопасности проектов рынков НТИ (промышленный Интернет, полигоны для испытаний).
Описание

Развитие информационных технологий связано во многом с изменениями в ландшафте городской среды, изменением моделей индивидуального поведения, мобильности и обусловлено формированием нескольких основополагающих тенденций и рынков.

В первую очередь это развитие концепции и инфраструктуры «Интернета вещей» (IoT — Internet of things) . Ее стремительный рост объясняется повсеместным распространением беспроводных сетей, появлением «облачных» вычислений, развитием технологий межмашинного взаимодействия, активным переходом на IPv6 и освоением программно-конфигурируемых сетей. На сегодняшний день концепция «Интернета вещей» постепенно преобразуется в концепцию «всеобъемлющего Интернета», соединяющего людей, процессы, объекты и данные.

В качестве второй ключевой тенденции выступает рост значения и использования средств Big Data. Высокие темпы среднегодового роста к 2017 году приведут к тому, что рынок решений Big Data будет обгонять темп роста рынка информационных и телекоммуникационных технологий. Уже сегодня технологии работы с большими данными оказывают существенное влияние на работу бизнеса и государственных организаций, что достигается посредством разработки множества сервисов по IТ, повышением потенциала для аналитики, новой организации бизнес-процессов. Решения в области больших данных опираются на инфраструктуру сбора и обработки информации об окружающей среде, объектах управления или исследования, что является следствием развития «Интернета вещей», роста различных датчиков, устройств мониторинга среды и обработки информации и т.д., что и дает возможность получать огромный массив данных. Применение сложных алгоритмов и моделей к этим данным дает новое качество управления, прогноза развития систем. Однако наращивающиеся объемы информации приводят к возникновению сложностей, связанных с хранением и обработкой больших массивов данных.

Третьей существенной тенденцией, оказывающей влияние на IТ, является наблюдающаяся конвергенция рынков. Примером может служить взаимопроникновение автопрома, телекома, мобильных интеграторов и финансово-страховых компаний. Другим примером интеграции рынков является активное внедрение в мобильные телефоны устройств диагностики и мониторинга состояния здоровья человека, а также окружающей среды. Рынок мобильных телефонов, достигнув определенного предела, пытается активно захватить новые области здравоохранения и индивидуальной и превентивной медицины, что одновременно требует сложных решений по сбору и обработке данных, а также дает возможности по предоставлению целого набора сервисов.

Таким образом, на данный момент происходит конвергенция ИКТ, биотехнологий, когнитивных технологий, различных инфраструктур. Такая конвергенция проявляется, с одной стороны, в виде появления новых продуктов, сервисов, с другой стороны, обеспечена передовыми технологиями. Так, например, с технологической точки зрения переход от электроники к фотонике как содержанию инфраструктурной технологии предполагает использование особых свойств света в сложных системах внутри технических объектов (например, транспорт), в биосовместимых системах, интегрированных с человеком (например, при создании оптических нейронных интерфейсов).

В указанные тренды на глобальном уровне Россия сегодня может включаться не только на уровне отдельных разработок и нишевых решений, но и на уровне предложений по стандартам и комплексным решениям. В рамках концепции «Интернета всего» будет происходить интеграция решений обеспечения связи, в том числе коммуникаций, на новых, квантовых принципах, вместе с тем будет разрабатываться комплекс по управлению информацией, а также новые виды передачи, обработки и хранения информации.